Почему ребенок часто болеет в детском саду и что с этим делать. Часто – это сколько? На приёме у педиатра - часто болеющий ребёнок
- Почему ребенок часто болеет в детском саду и что с этим делать. Часто – это сколько? На приёме у педиатра - часто болеющий ребёнок
- Ребенок часто болеет в садике комаровский. Как перемена места влияет на психику
- Ребенок часто болеет комаровский. Что такое «часто болеющий ребенок»?
- Ребенок болеет в саду каждую неделю форум. Как устроена иммунная система?
- Ребенок ходит в сад по 3 дня. Курс о больших делах
- Ребенок болеет каждый месяц форум. Что делать, если ребенок часто болеет?
Почему ребенок часто болеет в детском саду и что с этим делать. Часто – это сколько? На приёме у педиатра - часто болеющий ребёнок
Только недавно переболел и вот – опять? Кашель, течёт из носа? Почему ребёнок часто простужается? Что вообще значит - часто?
Об этом мы говорим с врачом-педиатром «Клиника Эксперт Тула» Головко Валерией Александровной.
- Валерия Александровна, желание любой мамы – видеть своего малыша здоровым. Правда ли, что детство не должно обходиться без различных вирусных заболеваний и они – тренировка иммунитета?
Мы действительно живём не в изолированной среде. И уже фактически сразу после рождения ребёнок начинает встречаться с огромным количеством чужеродных белков, фактические являющихся для его организма антигенами, т.е. веществами, способными вызывать иммунный ответ. Вирусы, бактерии, грибки и т.д. также являются «чужаками», многие из них способны вызывать заболевания.
По мере взросления ребёнка, изменения окружающих его условий (контакт с родственниками, посещение детской площадки и сада и т.д.) количество таких антигенов постепенно увеличивается. Так на протяжении жизни организма иммунная система «тренируется» распознавать «чужое» и соответствующим образом реагировать на него.
Читайте материал по теме: Непривитые дети – самые здоровые?
Специально созданными «тренерами» можно считать прививки, благодаря которым иммунитет становится подготовленным к борьбе с реальными противниками в виде конкретных возбудителей инфекции.
- Как определить, что ребёнок «часто болеющий»? Это сколько раз в месяц или год?
Что для детей норма, а что - нет? По отечественной классификации, когда речь идёт об острых респираторных заболеваниях (ОРЗ), ребёнка можно отнести к часто болеющим, если:
- до годовалого возраста он болеет 4 и более раз в течение года;
- с 1 года до 3-х лет - 6 и более раз в год;
- с 4-х до 5-и лет - 5 и более раз в год;
- старше 5-и лет - 4 и более раз в год.
Кроме того, учитывается не только частота случаев болезни, но и то, как болеет ребёнок: возникают ли осложнения, необходимость в приёме антибиотиков.
- Вы высказали мнение отечественной педиатрии. А как на проблему часто болеющих детей смотрят ваши зарубежные коллеги? Для них часто болеющий ребёнок – это какой?
Принцип такой, что у них частота эпизодов ОРЗ в течения года выше, чем по нашей классификации.
- Кто виноват в том, что ребёнок начинает часто болеть? По каким причинам это происходит?
Причин, почему у детей отмечаются частые случаи простудных заболеваний, много. Факторами риска являются, например:
- внутриутробное инфицирование, а также в родах;
- асфиксия при родах;
- патология головного мозга из-за кислородного голодания;
- недоношенность;
- пониженная масса тела ребёнка;
- анемия;
- рахит и похожие состояния;
- нехватка в организме витаминов;
- паразиты;
- хроническая патология носоглотки;
- аллергия и/или отягощённый аллергоанамнез (например, если один или оба родителя имеют аллергическое заболевание);
«В центральной полосе России цветение происходит практически круглый год, поэтому проявления заболевания могут беспокоить больных девять месяцев в году». Цитата из материала «Как спасти ребёнка от поллиноза?»
- вдыхание паров табака (пассивное курение);
- недостаточный уход;
- раннее начало искусственного вскармливания;
- конституциональная особенность лимфоидной ткани ребёнка (избыточное её развитие).
- Валерия Александровна, что включает в себя обязательное обследование часто болеющих детей?
В первую очередь это тщательный сбор анамнеза, с исключением наследственных и врождённых патологий (например, муковисцидоза), осмотр.
Из лабораторных методов назначается;
- общий анализ крови и мочи;
- исследование на гельминтозы (прежде всего - на лямблиоз);
- бактериологические посевы из зева, носа;
- полимеразная цепная реакция (ПЦР) с целью обнаружения определённых инфекций в материале мазков из носоглотки;
- анализ крови на содержание общего иммуноглобулина, IgE, иные показатели системы иммунитета, при необходимости - кожные аллергопробы
и ряд других.
Ребенок часто болеет в садике комаровский. Как перемена места влияет на психику
До 2-3 лет у вашего сына или дочки очень небольшой круг общения – родители, бабушки и дедушки и только несколько сверстников. До этого периода ребенок привыкает, что он в семье является центром, большинство мероприятий зависит от него. Поэтому он чувствует себя комфортно.
Первое посещение садика может сразу выбить его из колеи по следующим причинам:
- Иной распорядок дня. Привычный поздний подъем и просмотр мультиков может замениться ранним будильником и поездкой через весь город в общественном транспорте. Конечно, организм не успевает перестраиваться. Стоит постепенно подготавливать малыша к режиму учреждения, и только после этого впервые отвезти его в сад.
- Общение с большим скоплением сверстников. Погодки могут быть не самыми дружелюбными, не давать игрушки и даже драться. Если ваш сын или дочка из скромных, то такой коллектив может привести к обидам и первым комплексам.
- Появление воспитателя, его главенствующая роль. Ребенок не привык, что посторонний взрослый может диктовать ему, как себя вести.
- Расставание с родителями и привычной атмосферой. В большинстве случаев мамы не оставляют надолго свое чадо. По этой причине детские психологи советуют первое адаптационное время оставлять детей в садике на час, затем на 1,5, 2, 3. Последовательность приведет к выработке привычки.
Все эти психологические причины объясняют, почему ребенок часто болеет в детском саду в первые несколько недель адаптации. Затем такая реакция должна пройти. Из-за подавленного или расстроенного эмоционального состояния нарушается гормональный баланс, что приводит к снижению защитных функций иммунной системы. Чтобы это предотвратить, следует подготавливать дошкольника к режиму, воспитателям и большому скоплению сверстников. Мы советуем вам:
- Чаще выходить на детскую площадку, чтобы малыш нашел себе друзей, начал социализацию.
- Не бояться оставлять его с бабушками, дедушками, тетями, а также на детских праздниках.
- В первые дни познакомить его лично со всеми воспитателями.
- Положительно настроить его на восприятие детсада, рассказывать хорошие истории.
А также мы советуем перед началом посещений давать в профилактических целях сироп «Цитовир-3». Это иммуномодулятор, который укрепит иммунный ответ.
Ребенок часто болеет комаровский. Что такое «часто болеющий ребенок»?
Простудные заболевания – неизменный спутник детского возраста. Вопрос, почему ребёнок начал часто болеть, может не возникать вообще, пока он не окажется в детском саду и школе.
Именно ребёнку, который часто болеет в садике, шанс получить ярлык ЧБД гораздо выше. Подростки с уже устоявшимся иммунитетом болеют гораздо реже.
Считается, что частые болезни сопровождают процесс становления иммунитета в раннем возрасте. Но что делать, если ребёнок болеет очень часто, и многочисленные пропуски занятий ведут к проблемам в учебе?
Последние 30 лет проблема часто болеющих детей активно изучается специалистами, причем с разных позиций и точек зрения. Количество детей, причисляемых к группе ЧБД, не снижается1. Самый неприятный момент в том, что дети не реагируют на привычные методы терапии, они продолжают упрямо болеть.
В медицинской практике нашей страны часто длительно болеющих детей принято определять в отдельную группу для наблюдения. Медики не устают повторять, что у ЧБД есть негативные последствия в виде общего снижения иммунитета1.
Симптомы и классификация ЧБД
При подозрении на ЧБД родителям необходимо выявить, как часто болеет ребенок. Сами симптомы у ЧБД не будут отличаться от симптомов ОРВИ, что вполне логично. Различаются лишь продолжительность заболевания, его частота и клиническое проявление.
Стоит внимательно отнестись к следующим признакам:
- Продолжительный насморк, выделения из носа желтого или зеленого оттенка.
- Ребенок дышит ртом, носовое дыхание затруднено, а во сне проявляется храп и сопение.
- Возникший кашель трудно поддается лечению и возникает, продолжается вне болезни.
- Температура держится более одной недели, при этом может исчезнуть и вновь возникнуть.
- После любого переохлаждения возникают боли в горле.
- Повышенная частота заболеваний в зимнее время.
Довольно часто сами родители не могут определить, часто болеет их ребёнок или нет. Врачи создали специальную методику, по которой определяют статус ребёнка и присваивают ему особую группу, в том числе группу ЧБД2.
Часто болеющих детей разделяют по возрасту и частоте респираторных заболеваний за год:
- 0-1 год - более 4 эпизодов
- 1-3 года - более 6 эпизодов
- 3-5 лет - более 5 эпизодов
- от 5 лет - более 4 эпизодов
После определения ребенка к категории часто болеющих, ему присваивается особая группа в зависимости от возраста, особенностей заболеваний и их последствий2.
Первая группа:
- Частое проявление респираторных заболеваний выражено в возрасте до двух лет
- После трёх лет количество заболеваний снижается
- ОРВИ проходит по привычному шаблону, без осложнений
- ОРВИ проявляется после посещения детского сада
Вторая группа:
- Раннее проявление ОРВИ в первые полгода жизни
- Длительное проявление заболевания с большим шансом осложнения
- Проявление ОРВИ не связано с посещением детского сада, школы или других общественных мест
Третья группа:
- Самая большая эпизодичность ОРВИ наблюдается в 2-3 года
- Частота и проявление ОРВИ не связаны с посещением детского сада, школы или других общественных мест
- Между проявлениями заболеваний всегда присутствуют патологии органов дыхательной системы
- Болезнь протекает длительное время, практически всегда перетекая в осложнение
Среди осложнений ОРВИ второй и третьей группы числятся: синусит, аденоиды, тонзиллит, бронхит, пневмония и почечная недостаточность.
В зависимости от возраста наблюдаются различия в поведении и общем самочувствии ребёнка в группе ЧБД. До двух лет у ребёнка может быть плохой аппетит, а его активность меньше чем у сверстников. С меньшей активностью снижается уровень общения, что увеличивает шанс отставания в психологическом и физическом аспекте. После трех лет могут начаться проблемы с посещением детского сада из-за постоянных простудных заболеваний, что может сказаться на коммуникативных навыках ребенка2.
Ребенок болеет в саду каждую неделю форум. Как устроена иммунная система?
В организме каждого есть два типа иммунных клеток.
- Врожденные — при столкновении с возбудителями болезни сразу начинают борьбу с ними.
- Приобретенные — сначала «знакомятся» с патогенами, потом запоминают их.
У маленького ребенка не совсем развита врожденная память, он еще не встречался с вирусами и бактериями, поэтому не знает, как с ними бороться.
Сразу после рождения малыш очень уязвим. Противостоять болезням ему помогают прививки. Вакцины от самых опасных заболеваний внесены в национальный календарь прививок , их ставят с первых дней жизни.
Чтобы развить приобретенный иммунитет, необходимо лично встретиться с патогенами и запомнить их. А поскольку вирусов и бактерий в мире огромное количество, каждая встреча заканчивается болезнью. Только после этого организм малыша запомнит возбудитель и при следующей встрече с ним не заболеет.
Поэтому если ребенок часто болеет в саду, это говорит не о слабом здоровье, о здоровой работе иммунной системы.
Какая периодичность болезней считается нормой?
В медицине применяется термин часто болеющие дети (ЧБД). К нему относят малышей, которые заболевают:
- в возрасте до 1 года — более 4 раз в год;
- от 1-го до 3-х лет — более 6 раз в год;
- в 4-5 лет — более 5 раз в год;
- старше 5 лет — более 4 раз в год.
А если не ходить в детский сад?
Когда ребенок часто болеет в саду, родители думают: нужно его оттуда забрать и малыш перестанет болеть. Получится отложенный эффект: ребенок не встретился с патогенами и не заболел. Но когда ему пора идти в школу, он начинает часто болеть в младших классах. Ведь вирусы и бактерии для него — незнакомцы.
Даже если малыш не ходит в сад, он будет гулять на детских площадках, заниматься в спортивных секциях, находиться в социуме. Возможно, болеть он будет меньше, но момент встречи с возбудителями неизбежен. Просто он наступит позже.
Ребенок ходит в сад по 3 дня. Курс о больших делах
Школы и детские сады руководствуются санитарными правилами от 28 сентября 2020 года. В них написано, что ребенок должен принести справку после перенесенного заболевания независимо от того, как долго он болел. В справке указывают диагноз, длительность заболевания и подтверждают отсутствие контактов с людьми с инфекционными заболеваниями.
Но в документе никак не обозначено, как долго здоровому ребенку можно пропускать садик, не обращаясь к врачу за справкой. Это путает родителей: по старому и сейчас недействующему санпину в саду требовали справку, если ребенок отсутствовал по болезни, а также больше пяти рабочих дней по любой другой причине.
Родители, знакомые с текстом новых санитарных правил, начинают возмущаться, если у них требуют справку, когда ребенок не болел, и их можно понять.
Теперь сроки отсутствия прописаны только в письме Минздрава: со справкой принимают детей после болезни или отсутствия свыше пяти рабочих дней. Эта рекомендация дублирует текст недействующего санпина:ребенок может пропустить полную рабочую неделю по любой причине, кроме болезни, и прийти в сад или школу без справки.
Но письмо Минздрава не нормативный акт — требовать справку только на его основании детские сады и школы не вправе. При этом они могут, опираясь на это письмо, установить необходимость справки после отсутствия по семейным обстоятельствам в своих внутренних документах. В этом случае требование будет правомерным.
Еще сроки пропуска образовательных учреждений без справки могут быть прописаны в нормативном документе местной администрации. Тогда детские сады и школы могут ссылаться на него.
Родители вправе ознакомиться с документами, на основании которых у них требуют справку. Если в этих документах упоминаются только санитарные правила, то справка неболевшему ребенку не нужна.
Ребенок болеет каждый месяц форум. Что делать, если ребенок часто болеет?
В нашей стране часто болеющим принято называть ребенка, подвергающегося респираторно-вирусным заболеваниям:
- в возрасте до года — более 3 раз в год
- с 1 до 3 — более 5 раз в год
- с 4 до 5 — более 4 раз в год
- старше 5 — более 3 раз в год
Российские врачи-педиатры таким детям часто назначают иммуностимулирующие и общеукрепляющие препараты, что в корне противоречит всем принципам доказательной медицины.
Рассмотрим опыт медицины США.
Американские врачи используют понятие «child with recurrent infections» — ребенок с рецидивирующими инфекциями. В справочнике доказательной медицины UpToDate указаны причины рекуррентных инфекций, которые могут быть разделены по 4 группам:
1. У здоровых детей (составляют 50%) частые ОРВИ возникают из-за контактов с другими людьми. Дети без патологий могут заражаться, к примеру, при нахождении в детском саду или различных кружках/секциях. Данная группа детей болеет в среднем 10-12 раз в год. После каждого эпизода простуды у ребенка отмечается влажный кашель и насморк. Иногда может показаться, что такие дети по полгода «сопливят» и кашляют из-за постоянных рецидивов ОРВИ. При этом бактериальные осложнения после инфекций возникают довольно редко. Становление иммунной системы заканчивается к 7-8 годам, поэтому, перейдя в школу, такие дети болеют уже значительно реже.
2. У детей с аллергиями (составляют 30%) проявление аллергических реакций схоже с симптомами инфекционных заболеваний. Так, например, симптоматика астмы схожа с бронхитом или пневмонией. Плюс к этому, аллергический ринит предрасполагает к добавлению инфекции из-за измененного иммунного ответа и большей проницаемости слизистых для микробов. После ОРВИ дети, склонные к аллергии, длительное время могут страдать кашлем. Также может возникать бронхообструктивный синдром.
3. У детей с другими патологиями (составляют 10%) частые и длительные инфекционные заболевания возникают как следствие хронических болезней. Учащенные случаи ОРВИ могут отмечаться при муковисцидозе, гастроэзофагеальном рефлюксе, врожденных пороках сердца. Ситуация возникает из-за нарушения барьера, наличия инородных тел (катетеров, клапанов и т. д.), нарушения удаления секрета и др.
4. У детей с первичными или вторичными иммунодефицитами (составляют 10%) частые простудные заболевания связаны с нарушением иммунитета. Состояние можно заподозрить по следующим проявлениям:
- за год зафиксировано более 4 эпизодов средних отитов
- более 2 синуситов
- более 2 случаев пневмонии
- общий прием антибиотиков за год составил более 2 месяцев
- имеются незаживающие раны
- длительные глубокие инфекции кожи и молочница полости рта
- длительное снижение уровня лейкоцитов и др.
Первичные иммунодефициты являются врожденными состояниями. Патология может возникнуть при нарушении B-клеточного или T-клеточного иммунитета, а также при нарушениях фагоцитоза и системы комплемента. Вторичные иммунодефициты возникают уже после рождения. К наиболее частым причинам можно отнести ВИЧ, лечение иммунодепрессантами, онкологию и лечение противораковыми препаратами. Для того, чтобы определить то, к какой группе относится ребенок, врачу необходимо тщательно изучить историю его болезни, провести общий осмотр и скрининговое обследование. В ряде случаев также потребуется консультация иммунолога и дополнительные исследования — кожные тесты, определение поверхностных антигенов лимфоцитов, генетические исследования и т. д.
Профилактика простудных заболеваний (согласно доказательной медицине) включает два основных компонента — вакцинацию и личную гигиену рук. Именно через загрязненные руки чаще всего бактерии и вирусы заносятся на слизистые оболочки рта, носа и глаз, тем самым провоцируя заражение.
В некоторых случаях необходимы дополнительные меры профилактики:
1. Детям, страдающим аллергическими реакциями — лечение аллергии.
2. Детям с предрасполагающими заболеваниями — лечение этих заболеваний. Например, лечение гипертрофии глоточных и небных миндалин, коррекция пороков сердца и др.
3. Детям с иммунодефицитами — лечение иммунодефицитов при помощи внутривенного введения иммуноглобулина, пересадки костного мозга, профилактических курсов антибактериальных препаратов, заместительной энзимной терапии и других методов.